Себе шукаю та знаходжу я
коріння дуба, сакури гілля...
Художньо-аналітичні
cторінки Андрія Мазура
Коріння дуба, сакури гілля


СПЕЦКОР :: про автора :: "office" :: контакт :: архів-2010 :: архів-2009


головна мої вірші про життя про смерть про себе
я люблю... я ненавиджу...
плинні миттєвості
 хайку  бонсаі
перелік віршів

Тема смерти так же неустранима из индивидуального сознания, как и из истории культуры, и так же мгогообразна по содержанию. Ребенок рано начинает интересоваться природой смерти (достаточно вспомнить "От двух до пяти" К. Чуковского), но его первоначальный интерес к ней имеет преимущественно познавательный характер, сливаясь с вопросом "Откуда появляются и куда исчезают люди?", причем полученная информация не распространяется на себя: все умрут, а я останусь! Пока ребенок не вполне отчетливо различает одушевленные и неодушевленные предметы, смерть кажется ему вполне обратимой или похожей на сон. Иногда смерть ассоциируется с утратой или поломкой любимой игрушки. Анализ рисунков и комментариев к ним 3-5-летних детей показывает, что смерть, отождествляемая с мертвецом, воспринимается как физическое состояние неподвижности и бесчувственности.

Между 5-6 и 8-9 годами дети начинают персонифицировать смерть, представляя ее в виде отдельного существа, наделенного таинственными и ужасными свойствами, в частности способностью похищать и уводить за собой. Часто смерть ассоциируется с темнотой, порождая особый вид тревожности, страха смерти, который с возрастом постепенно проходит, а также со старостью и болезнями, которые вызывают у детей не столько сострадание, сколько отвращение и страх.

У 9-12-летних представление о смерти опять меняется: ее начинают трактовать уже не как внешнюю силу, а как естественное, универсальное и неустранимое явление. Однако большинство детей долгое время не распространяет это новое знание на самих себя.